Престиж работы в такси
В чем разница в отношении к таксистам сейчас и в СССР — «тогда»?


Такси в СССР — «тогда»
В СССР купить автомобиль было само по себе было — достижение.
Автомобиль был дефицитом, за ним стояли в очереди годами.
Деньги для покупки автомобиля в СССР были почти у всех.
А возможности купить автомобиль (да и многое другое из дефицита)
лишь у немногих избранных.
Для основной массы трудящихся — многолетние очереди за автомобилем.
Проблема покупки товаров общего пользования, и автомобиля в частности была настолько многолетней, что в 80е годы вместо слова «купить» закрепилось слово «достать».
Люди не говорили «я купил» говорили «я достал».
Причина №1
Отсюда отношение ко всем автомобилистам: (само слово «автомобилист» «автолюбитель» уже отделяло человека с автомобилем от остальных смертных БЕЗ автомобиля) «этот смог достать».
Человек на автомобиле был уже чуть выше остальных, выше остальной «серой массы».
А в СССР с его классовым равноправием, выделятся хотя бы клёшем на брюках — уже было достижением.
Что уж говорить о наличии автомобиля.
Отсюда и отношение к таксистам: человек с автомобилем!
Причина №2
Таксисты люди находящиеся в постоянном контакте с другими людьми (с теми кто при деньгах, раз пользуется такси

С элитой, с иностранцами — таксисты всегда в курсе, кто о чём говорит, куда ходит, что и где происходит.
И вообще о настроениях в обществе.
По этой причине многие таксисты были осведомителями КГБ.
Не все конечно. Но милиция и спецслужбы часто пользовались услугами таксистов, как «глазами на дороге» при поиске автомобилей, и людей. А спецслужбы использовали таксистов как осведомителей.
Это ещё одна причина уважительного отношения к таксистам в 80х годах.
Таксист человек со связями!

Причина №3
Такси, как его не ставь под контроль, какие не ставь счётчики — всё равно пока существует наличный расчёт — такси остаётся местом где возможна двойная касса, чаевые, и не учтённый доход.
Таксистов СССР приходилось за зарплатой чуть ли не насильно пригонять — не нуждались они в зарплате.
Таксист — человек с хорошим доходом, при деньгах

Но всегда, всё подчиняется закону маятника
Сегодня князь — завтра грязь.
А потом снова из грязи — в — князи.
Прошли сытые 80е
Закончились лихие 90е
Проскочили «тучные» 00е
Пришла эпоха «диспетчерских» в 00е,
и «агрегаторов заказов» в 10е (UBER, Яндекс, Gett)
Бизнес осознал что иметь процент с заказа таксиста,
не неся при этом никакой ответственности,
— расходов на перевозку,
— имея возможность быстро масштабировать бизнес (сегодня ты перепродал 100 заказов, завтра 1000, а через неделю 10 000)
Гораздо более выгодно, чем иметь 1, 10, 1000 автомобилей.
А иметь автомобиль, и права, уже в конце 90х не было ни привилегией, ни статусом.
Автомобиль был у многих, права были у всех.
И стала профессия таксиста в 90е и особенно нулевые, когда для этого не требовалось ни ИП, ни лицензии, размываться «людьми с правами и машиной» которые просто ставили шашку и становились таксистами в 10 минут.
А потом грянул кризис 08г, и в такси хлынул «офисный планктон» разом и массово лишившийся сытной и стабильной работы. И становились «планктоны» таксистами в 10 минут. Но знания города, умение ориентироваться всё ещё требовались. Навигаторов ещё не было.
Отношение к таксистам изменилось:
таксист человек без работы, кроме как в такси никуда не пристроился!
В конце 00х, Стив Джобс, придумал айфон который превратил телефоны в смартфоны:
у смартфона может не быть кнопок,
и экран может быть во весь телефон.
И ещё в телефоне может быть GPS датчик…
и телефон может быть как компьютер…
и вообще много такого что сделало телефон карманным компьютером.
Появились первые навигаторы с GPS
После массового помешательства на Iphone, был создан Android, сделавший технологию смартфонов более доступной. Технология пришла в массы — появились навигаторы.
Сначала навигаторы — как отдельные чудо устройства.
Потом как интегрированные программы в смартфонах.
Навигаторы сделали возможным работу в такси вообще без знания города, и начальных знаний местности. В такси можно было садится с нуля.
Достаточно только прав — даже знание города не нужно.
И вот за рулём массово появились гастарбайтеры. (а всё Стив виноват :-))
Причина №4
Что мы имеем в итоге конце 10х годов?
Таксист — не профессия. таксист не ремесло.
Таксист — проходящее занятие.
Таксист — временная работа — для того чтобы оплатить счета и кредиты
Таксист — обезьяна за рулём (обезьяна с правами и навигатором)
Таксист — плинтус «не смог больше нигде пристроится»
Таксист — работающий-за-еду «спасибо агрегаторам»
При чём тут агрегаторы и Android? 🙂
Андроид сделал ещё одну революцию: отпала необходимость в рациях. Мобильный интернет и смартфоны позволили распределять заказы такси, без диспетчеров. Отсутствие диспетчеров сделало бизнес агрегаторов — диспетчерских сверх прибыльным и пошли инвестиции в эту область миллиардные.
Началось капсоревнование за долю рынка (между агрегаторами) путём жестокого демпинга.
Демпинг дело убыточное если ты демпингуешь за свой счёт.
Но диспетчерские демпингуют не за свой счёт, а за счёт перевозчиков-таксистов-частников. Потому демпинговать можно как угодно. И опускать цену можно ниже рентабельности.
В такси сложилась ситуация когда
— агрегатор свой процент имеет (и никак его не обойдёшь — у него заказы)
— таксопарк свой процент имеет (у него машины — орудие производства)
— водитель такси … а вот водителей читай выше — как грязи «права есть у всех».
Причина №5
Водители — гастарбайтеры, и планктон.
Желающих хоть отбавляй.
И водитель обойдётся — толикой малой.
Толикой всё меньшей.
Вообще без толики.
Вообще без зарплаты обойдётся- пусть за еду пашет.
Желающих то всё равно не переводится.
Отсюда и отношение к таксистам: человек без навыков, раз кроме как в такси не пристроился! гастарбайтер! плинус! дно…
Но как это бывает всегда, всё подчиняется закону маятника
Сегодня князь — завтра грязь.
А потом снова из грязи — в — князи.
