Будущее Яндекс такси — бесславный конец

Будущее Яндекс такси

Яндекс такси объявил об «эксперименте» который являет по сути собой собственный парк компании.

Чем всё это закончится? Скорее всего крахом Яндекс такси.

Обосную.

В сфере такси я уже более 10 лет, и за все годы я наблюдал несколько раз одну и туже картину.

Появлялась диспетчерская. «Выстреливала», занимала 70-80% рынка.
Поднимала %, вводила систему приоритетов (ещё поднимала %ты), теряла долю рынка. И становилась либо мелким игроком, либо поглощалась конкурентами.

Я говорю сейчас не столько о классических таксопарках (диспетчерская+парк+СТО), сколько о «диспетчерских» который не данный момент чаще именуются «агрегаторами (сборниками) заказов» которые предоставляют собой диспетчерские, являющиеся посредниками между заказчиком услуги (пассажиром) и исполнителем (водителем) получающие прибыль за счёт % от стоимости заказа.

Яндекс такси представляет собой именно такой бизнес.

На данный момент (июнь 2018г) Яндекс заявил о создании ООО «Лаборатория Автопарков» которое уже закупило несколько тысяч единиц транспорта.
Сдаваться этот транспорт будет водителям ИП подключённым напрямую к Янедкс Такси.

Цель — убрать посредников (таксопарки) создав своего посредника. Который должен остатся единственным на рынке.

В чём ахиллесова пята этой схемы яндекса?

В самой сути решения — оставить посредника, который «обезопасит» себя от ответственности путём работы только с водителями «ИП».

Почему?

Немного и истории яндекса: Сначала яндекс такси предлагал своим «партнёрам» условия работы по их тарифам, просто предлагая к выполнению свои дополнительные заказы. Когда основные таксопарки пошли на «сотрудничество» с яндексом — ввёл свои тарифы, (вы можете работать по любым тарифам если они не выше нашего). Потом убирал «приоритет» для новых партнёров ставя их в равные условия с другими парками. Потом ввёл приоритет выполнения своих заказов перед заказами самого поглощаемого таксопарка. Потом ввёл условие — работа только через яндекс таксометр. Как итог — другие диспетчерские пошедшие на «сотрудничество» фактически бесплатно отдали собственные базы клиентов яндексу.

Об этом не мало написано. Более подробно, и более последовательно. Не будем вдаваться в детали победоносного шествия яндекса по Москве. Посмотрим на главное: яндекс непрерывно поглощал, и поглощал «партнёров» отбирая всё больше и больше долю от рынка заказов.
После слияния с Убер в 2017г, доля рынка в Москве стала столь большой что стал виден предел развития (увеличение доли рынка до 100% (с точки зрения хозяев Яндекса) стало делом времени), и возникла необходимость в качественном рывке.

Яндекс решил остаться единственным таксопарком на рынке став, не только едиственнм поставщиком заказов, но и единственным таксопарком — арендодателем в Москве.

Так в чём же ошибочность решения оставить посредника?

Сначала яндекс будет давать приоритет своим водителям засыпая их огромным количеством максимально рентабельных заказов. Это займёт не менее года. Сформируется крупнейший «таксопарк подключашка единственный официальный партнёр яндекса». Остальные уйдут или будут оттеснены на самые окраины бизнеса (должен же кто то выполнять те заказы что не смог выполнить таксопарк яндекса, для поддержания имиджа в глазах клиентов яндекс такси). Что произойдёт далее? Яндекс снова начнёт экспансию, отбирая всё большою долю рынка. Вот только отбирать её станет не у кого. Останутся только водители ИП.

Небольшая ремарка: к тому моменту яндекс рассчитывает довести свой автопилот до товарного состояния, и вовсе отказаться от водителей как таковых, получив 100% комиссию от заказа.

Почему у него это не получится.

Итак яндекс всё разрабатывает и внедрят свой ИИ, а тем временем водители ИП продолжают выполнять заказы яндекс такси. Яндес поднимет им комиссию. Сначала до 30, потом до 50% потом поднимет цены для пассажиров (чтобы увеличить свой % ну и не дать водителям совсем умереть с голоду). Но итог для водителей ИП будет тот же что сейчас УЖЕ НАСТУПИЛ для «партнёров». Или они будут работать на условиях яндекса, или их заменят другими «партнёрами яндекса».

Качество сервиса яндекс такси неизменно будет снижаться от года к году.

Во первых потому что часть заказов будут выполнять умирающие партнёры, на машинах в плохом состоянии, и водителями — нелегалами (нелегалы — в смысле водителями более низкой квалификации). Ситуации подобные произошедшей с солистом группы «Градусы» Романом Пашковым, будут происходить всё чаще.

Во вторых по той причине что от повышения % для «водителей ИП» из таксопарка яндекс начнётся отток водителей. Причём уходить начнут в первую очередь самые лучшие.

В третьих потому что невозможно обновлять таксопарк, раз в год. Машины стареют, изнашиваются и требуют на своё содержание всё больше денег. Экономическая целесообразность, расчёт и жадность, будет толкать к тому чтобы машины эксплуатировались в среднем 3-4 года. Как следствие падение рентабельности (а инвесторам плевать по какой причине они начинают получать меньше) и попытка поднять рентабельность за счёт очередного повышения % для «партнёров». Что в свою очередь запустит спираль развития ещё на виток вниз.

В четвёртых потому что порочная по своей сути система «приоритетов» при распределении заказов, это по сути узаконенная и монетизированная внутри компании коррупция. Эта система приоритетов будет действовать и дальше. И даже тогда когда яндекс таксопарк останется основным игроком на рынке Москвы она неизбежно приведёт к возникновению приоритетов уже внутри самого таксопарка яндекса «Лаборатория Автопарков». Сама мысль о том что «теперь все водители все равны перед яндексом» — противоречит природе идеологии бизнеса — извлечение максимальной прибыли здесь и сейчас. Приоритеты будут распределятся за дополнительную плату с водителей. Это приведёт к неравномерному перераспределению заказов уже внутри таксопарка яндекса, и дальнейшей деградации квалификации водителей. Те кто не вписался или не согласился на плату за «приоритет» будут либо уходить уступая место более низкоквалифицированным водителям. Либо работать всё больше, работать на износ, понижая заданный изначально уровень сервиса. И всё равно уходить в итоге.

В пятых всё же на рынке останутся конкуренты. Гетт такси, Сити мобил — мегафон — Мейл.Ру Везёт — сатурн — Рэд, Максим, и прочие. Индрайвер тоже оттягивает на себя ощутимую долю самых низко бюджетных заказов.

В итоге те конкуренты кто предоставляют более высокий уровень сервиса, начнут оттягивать на себя всё большую долю рынка заказов г. Москвы (пассажиры начнут предпочитать даже заплатив больше получить уровень сервиса выше). Или заплатив дешевле — получить примерно тот же уровень сервиса как и у Яндекса.

И остановить это движение вниз, можно будет только ограничив собственные аппетиты, и дав водителям достойный заработок — выше чем у других. Но сделать этого не дадут инвесторы. Это же снизит рентабельность всего бизнеса. Причём снизит существенно. Ну и сам ИИ не за горами как думают сейчас практически все.

Как итог доля рынка Яндекса конечно не станет равной нулю. Но в определённый момент (4-5 лет) когда нужно будет в очередной раз масштабно вкладывать в обновление таксопарка, Яндекс инвесторы примут решение повыгодней продать оффлайн бизнес. Пока совсем не загнулся. Возможно даже конкурентам.

Так бесславно закончится Яндекс такси.

В 2019 году, в связи с вводом нового налогового режима «самозанятый гражданин» яндекс такси активно зазывает водителей становится самозанятыми, предлагает «щедрые бонусы» в виде 2 бесплатных смен, и «короны» приоритета на месяц. Подробнее о том что такое «самозанятый таксист» в чём его минусы и минусы (плюсов за исключением лёгкости попадания в эту западню нет) можно прочитать здесь. Нет сомнений что данный налоговый режим решит множество проблем:

  • облегчит яндексу привлечение новых водителей
  • облегчит налоговой сбор налогов с водителей такси
  • увеличит отток водителей такси из серой зоны ИП в чёрную зону нелегального извоза когда большинство поймёт что собой представляет новый налоговый режим